Специфика работы логопеда в с к оу. Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Нарушения речи учащихся данной школы являются очень распространенными и имеют стойкий характер.

Нарушение речи - это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы из-за расстройства психофизических механизмов речевой деятельности.

Основные признаки речевого нарушения:

Несоответствие речи возрастным нормам;

Речевой дефект, который сам не проходит, нужна логопедическая помощь.

Различные недостатки речи среди детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются значительно чаще, чем среди детей с нормальным уровнем умственного развития.

Обусловлено комплексом причин:

*Органические - локальное или очаговое поражение коры головного мозга, недоразвитие отделов головного мозга (страдают речевые зоны Брокка, Вернике)

*Функциональные причины связаны с развитием и нарушениями в ЦНС (процессы возбуждения, торможения)

*Психогенные причины воздействие эмоциональное потрясение (положительного или отрицательного характера), психологические переживания (сильнейший испуг, утрата родственника)

*Социальные причины - все случаи неадекватной речевой среды (дефекты речи у родственников, билингвизм - в семье говорят на двух языках, глухие родители - ребенок растет в среде молчания, умственная отсталость в семье).

От 60%-90% учащихся начальных классов коррекционных школ имеют выраженные дефекты устной и письменной речи. Как учитель-логопед могу сказать, за последние пять лет в подготовительный и первый классы коррекционных школ VIII вида поступают 100% детей имеющих нарушения речи и нуждающихся в коррекционной логопедической помощи.

Нарушения речи у детей носят системный характер т.е. затрагивают фонетико-фонематическую сторону речи (звукопроизношение, звукоразличие); лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную речь, монологическую, диалогическую, фразовую; грамматический строй речи);

Нарушения смысловой стороны речевой деятельности (не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать ситуацию, сделать выводы).

Расстройства речи у детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

У детей наблюдается слабость мотивации к общению, снижение потребности в речевом общении, часто отказываются от общения с взрослыми, сверстниками проявляя речевой негативизм (бурные эмоциональные проявления, неадекватное поведение).

В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.

Многие дети начинают произносить отдельные слова лишь на 3-5 году жизни, в речи преобладают одно-двухсложные слова, чаще существительные. Запас слов крайне ограничен. Дети не знают названий многих предметов, явлений окружающего их мира, особенно названий отдельных частей предметов. Названия действий и особенно качеств предметов встречаются в активном словаре ребенка очень редко.

Появление фраз в речи так же значительно запаздывает. В 6-8 лет ответы ребенка чаще одно- двухсловные. Связная речь на низком уровне развития. Пересказ текста даже по наводящим вопросам вызывает затруднения, не понимают смысла прочитанного, пропускают многие важные части текста, передают содержание упрощенно. Часто на основе случайных ассоциаций они добавляют события, детали, которые отсутствуют в тексте. Рассказ по серии сюжетных картинок подменяют перечислением изображенного на каждой картинке, не устанавливают взаимосвязи. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.

У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушения звукопроизношения являются полиморфными. Коррекция нарушений звукопроизношения является более сложным и длительным процессом, чем у детей с нормой. Иногда достаточно бывает 6-9 занятий, что бы поставить звук, но автоматизация его заканчивается лишь через 1,5-2 года. Основной причиной являются особенности высшей нервной деятельности, отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения.

Речь у детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других - ускоренная, у заторможенных голос тихий, слабый, у возбудимых - крикливый, резкий.

При логопедической диагностике нарушение речи у детей с особыми образовательными потребностями определяются как СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (тяжелой, средней, легкой степени тяжести). Диагностируется как устная, так и письменная речь учащихся.

Специфика логопедической работы в коррекционной школе обусловлена, с одной стороны характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка, с другой стороны - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Наряду с общим недоразвитием речевой моторики у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой мускулатуры, аномалии в строении артикуляционного аппарата.

При регулярной, систематической коррекционно-логопедической работе к старшим классам, у большинства учащихся, коррекционных школ VIII вида происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (темп, ритм). Наблюдается положительная динамика в развитии активного словарного запаса, развитии связной речи, но грамматический и смысловой уровни развития речи не достигают нормы.

Логопедические занятия посещают учащиеся с подготовительного по 7 классы.

По результатам диагностики на каждого учащегося заполняются речевые карты, составляется индивидуальный план коррекционно-логопедической работы, выдаются рекомендации для учителей, воспитателей и родителей.

С учащимися проводятся подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

Базисный учебный план для коррекционных школ VIII вида предусматривает проведение коррекционных логопедических занятий:

ü подготовительный, 1,2,3 классы - 4 раза в неделю

ü 4,5 классы -3 раза в неделю

ü 6,7 классы -2 раза в неделю

Длительность индивидуального занятия 20 минут, подгруппового занятия 30-40 минут.

Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях необходимо проводить смену видов деятельности.

1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)

2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)

3. Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…)

4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)

5. Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.

6. Работа над слоговой структурой слова.

7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)

8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...)

9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…)

10. Развитие грамматического строя речи

11. Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.

12. С учащимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.

Особенностью работы является максимальное включение анализаторов. Использование разнообразной наглядности (зрительное восприятие, тактильное восприятие предмета, кинестетические ощущения позы, положения…). Характерным является частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у учащихся коррекционной школы трудно, долго, тяжело формируются новые умения и навыки.

Несформированность контроля, слабость волевых процессов обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда с учителем, воспитателем, родителями. Часто мы сталкиваемся с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда, учителя ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь ребенок самостоятельно не может. Возможен и рецедивирующий тип течения нарушения речи т.е длительные пропуски занятий (особенно после летних каникул), утрачиваются приобретённые умения и работа по устранению и коррекции речи начинается практически с самого начала.

Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и обучении. Ранние выявления нарушений речи и правильная организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии, в том числе и в формировании письменной речи.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Логопедический пункт – это структурное подразделение государственного, муниципального общеобразовательного учреждения. Цель – оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). Задачи: коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся; своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ; разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

3 слайд

Описание слайда:

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии 5-10-х классов первой ступени начального общего образования и 3-8-х классов первой ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности. Предельная наполняемость логопедического пункта городского об­щеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобра­зовательного учреждения - не более 20 человек.

4 слайд

Описание слайда:

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся с: обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, - не менее трех раз в неделю; обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематиче­ское недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, -не менее 2-3 раз в неделю; обучающимися, имеющими фонетический дефект, - не менее 1-2 раз в неделю; заикающимися обучающимися - не менее трех раз в неделю. Продолжительность группового занятия 40 минут.

5 слайд

Описание слайда:

Индивидуальные занятия Проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е.Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков. Продолжительность индивидуального занятия 20 минут.

6 слайд

Описание слайда:

Специфика работы логопункта в дошкольном учреждении общего типа Цель организации работы логопункта – своевременное выявление и предупреждение и коррекция речевых нарушений у детей. Задачи: Диагностико-аналитическая деятельность: проведение дифференциальной диагностики для определения типа нарушения; проведение психолого-педагогического обследования с целью определения уровня психического развития, его соответствия возрастным нормам. Коррекционно-развивающая деятельность: осуществление коррекционного обучения детей с нарушениями речи; осуществление профилактики речевых нарушений Социально-педагогическая деятельность: планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания; установление контакта с родителями воспитанников, оказание им помощи в семейном воспитании;

7 слайд

Описание слайда:

Научно-методическая деятельность: выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации. Консультативная деятельность: консультирование родителей детей с отклонениями в речевом развитии, педагогов по проблемам обучения и развития; проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье. Логопедический пункт открывается при наличии на начало учебного года 25 детей с нарушениями произношения отдельных звуков.

8 слайд

Описание слайда:

Основной формой работы с дошкольниками в логопункте являются индивидуальные занятия. Целью которых, является, прежде всего, коррекция звукопроизношения и развитие всей системы речи в целом. Это обусловлено рядом причин: Индивидуальным темпом усвоения материала; Различной структурой дефектов произношения; Необходимостью коррекции одновременно нескольких звуков; Необходимостью учитывать расписание общеразвивающих занятий; Выше обозначенные причины не позволяют организовать стабильные подгруппы. Но тем не менее в практике работы логопункта встречаются ситуации, влекущее за собой организации подгрупповых занятий (например: большое количество детей с одним дефектом «гортанного р»)

9 слайд

Описание слайда:

В первую очередь в логопункт зачисляются дети подготовительных групп, затем дети старшей группы. Ежегодно увеличивается количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи, в рамках логопункта едва ли удается охватить всех детей, с речевыми нарушениями 5-7 летнего возраста. Не подлежат зачислению в логопункт дети с диагнозом «общее недоразвитие речи» так как они нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Родителям этих детей необходима консультационная помощь о переводе ребенка в специальное дошкольное учреждение. В случае отказа или игнорирование родителями на сложную речевую патологию своего ребенка учитель-логопед не несет ответственности за устранение речевого дефекта. Учитель-логопед имеет право брать детей для коррекционной работы с любых занятий, проводимых педагогами в группе. По мере устранения недостатков в речи логопед выводит детей из списка и заменяет их другими.

11 слайд

Описание слайда:

Специфика логопедической работы в центре социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Работа логопеда в учреждении, оказывающем такие услуги ориентирована на оказание комплекса услуг, которые в большинстве своем направлены на формирование предпосылок речи и коррекцию речевых навыков у детей. Самая главная задача логопеда в данном случае – повышение коммуникативных навыков. Средства коммуникации могут быть разнообразными – эмоциональные, жестовые, предметные и, конечно же, речевые. Еще одна важная задача работы логопеда – это развитие у ребенка способности к понимаю речи. И, когда описанные выше задачи выполнены, то в работу включаются другие задачи: коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование навыков связной речи, формирование предпосылок к обучению грамоте.

Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе образования, так же как и в других странах мира, мы подразумеваем включение в единый образовательный процесс все категории детей (обычно развивающихся учеников и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, индивидуальный и дифферинцированный подход, которые ведут наиболее подходящим для каждого ребенка способом.

Процесс организации и осуществления инклюзивного образования в России теоретически обоснован следующими специалистами (М.С. Артемьева, Е.А. Екжанова, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицына, Л.Е. Шевчук, Н.Д. Шматко и др.). Но реализация содержания и условий оказания специальной помощи и поддержки детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения на практике представляет сложную социально-педагогическую проблему.

Экономические, социальные, экологические мероприятия, проводимые в нашем обществе, не привели к снижению количества детей с проблемами здоровья. Согласно диагностике, проводимой учителями - логопедами в дошкольных учреждениях п. Чегдомын, до 60% детей имеют те или иные проблемы: различные речевые нарушения, нарушения слуха, нарушения связанные с двуязычием в семье.

По результатам ежегодной логопедической диагностики учащихся первых классов, проводимой учителем - логопедом МБОУ ЦДиК в школах п. Чегдомын, 65% детей имеют различные нарушения речи, в том числе на фоне тугоухости, двуязычия в семье, не оказанной во время логопедической помощи.

Актуальность проблемы инклюзивного образования определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей, сокращением в 1990-х гг. числа дошкольных образовательных учреждений, занятостью родителей и отдаленностью специального детского сада от места проживания, а также нежеланием родителей признавать проблему своего ребенка важной и работать над ней вместе со специалистами.

Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги — это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения.

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей

1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.

2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

Совместное сопровождение ребенка учителем - логопедом и педагогом психологом

Диагностическое

Определение уровня речевого и психологического развития ребенка;
- анализ полученных результатов;

Коррекционно - развивающее

Личностно - ориентированный подход;
- принципы системности;
- учет структуры дефекта;

Аналитическое

Выделение положительных и отрицательных сторон деятельности;
- отслеживание динамики развития ребенка.

3. Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи.

Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости - фонематическое восприятие, при дизартрии - звукопроизношение и т. д.

5. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

В связи с этим может использоваться модульное планирование.
Например, планирование коррекционно - развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР - III уровня состоит из трех модулей:

  1. Формирование фонетической стороны речи.
  2. Совершенствование лексико - грамматических представлений.
  3. Развитие навыков звуко - слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой - то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно - логопедического обучения.

6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником быстрее включаем программный материал, а с дошкольником используем в основном игровые формы, но все же строим свою работу в виде организованных и плановых занятий.



Для реализации личностно - ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно - логопедического воздействия, мною была выбрана такая форма работы, как индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Количество занятий состоит из двух индивидуальных в неделю (по 25 - 30 мин). Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:

  • тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
  • оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
  • компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
  • использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
  • использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.

7. Большинство дошкольников и школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Педагогические технологии:

Образовательная технология

Способы реализации

Диалогового обучения

Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.

Информационно - компьютерного обучения

Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Опережающего обучения

Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Игрового обучения

Основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопункта возможно использование конструкторов, строительного материала, кубиков, мозаики для автоматизации и дифференциации звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям, особенно по теме «Город», для ориентировки в пространстве, в том числе при помощи предлогов. Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру. Она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, интересна и детям дошкольного возраста, и учащимся младших классов.

Здоровьесберегающие технологии

Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного. Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую направленность логопедического занятия, выступают: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие («Колечко», «Кулак - ребро - ладонь», «Лезгинка»), пружинные и шариковые массажеры и т.д.

Отдел образования Верхнебуреинского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
Центр диагностики и консультирования.
Подготовила учитель - логопед МБОУ ЦДиК п. Чегдомын 2013:

Работа учителя-логопеда, осуществляющего свою деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе, имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа - это не дополнительная образовательная услуга, как её пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.

Основные задачи логопедической службы

1.Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.

2.Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.

3.Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач :

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправ ленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
  • профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины , вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы

Организация работы логопедической службы

Зачисление детей на логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.

На логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке: общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; недостатки произношения - фонетические дефекты речи; заикание; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи.

В первую очередь на логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление учащихся на логопедический пункт производится из числа обследованных детей в течение всего учебного года.

Предельная наполняемость логопедического пункта общеобразовательного учреждения не более 25 человек.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Занятия с обучающимися на логопедическом пункте проводятся во внеурочное время с учётом режима работы ОУ.

Продолжительность группового занятия – 40 минут, индивидуального занятия – 20 –40 минут.

Ответственность за посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель, родители и руководители ОУ.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

Специфика работы учителя логопеда в условиях школьного логопункта.

Нарушения письма (дисграфия) у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии, ведь нарушения письма являются одной из самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. Нарушения письма оказывает влияние на весь процесс обучения и речевое развитие детей так и в формировании ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо - моторных координации). Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дисграфию от ошибок письма иного характера чрезвычайно важно для построения логопедической работы с детьми.

Систематическая специально организованная работа по развитию письменной речи младших школьников, может формировать у учащихся все коммуникативно-речевые умения.

Основная задача школьного логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся. Огромную роль в профилактике нарушений письменной речи играет совместная работа учителя-логопеда и учителя класса.

По мнению многих авторов обусловлена условиями жизни и обучения ребенка. Поэтому возникновение в последние годы тенденцию к увеличению расстройств письменной речи у детей, можно остановить с помощью применения педагогических методов. Педагогика, логопедия, медицина должны в совокупности обеспечить необходимую коррекционную базу для профилактики и исправления речевых ошибок на письме у младших школьников общеобразовательных школ.

В идеале профилактической работы с детьми должны заниматься до их поступления в первый класс, но в ходе сложившейся обстановке в нашей стране на данный момент далеко не все дети имеют возможность посещать детские сады, в связи с их нехваткой. Родители зачастую не обладают соответствующими знаниями, поэтому тяжесть предотвращения дисграфии часто ложится на плечи школьного логопеда.

Логопедический пункт в общеобразовательном учреждении создаётся в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и на ровне с другими учениками овладевать школьными знаниями.

Основными задачами логопедического пункта являются:

  1. коррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся;
  2. своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
  3. разъяснение специальных занятий по логопедии среди педагогов, родителей обучающихся.

Логопедический пункт создаётся в общеобразовательных учреждениях находящихся в городской местности, при наличии пяти - десяти классов I ступени начального общего образования и трёх- восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи различной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения- фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушение чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь на логопункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушение в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление на логопункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которые проводятся с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Регулярные занятия на логопедическом пункте проводятся с 16 сентября по 15 мая . Предельная наполняемость логопункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения- не более 20 человек.

Учебная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 академических часов в неделю.

На каждого обучающегося, зачисленного на логопункт, учитель логопед заполняет речевую карту. После устранения нарушения в развитии устной и письменной речи производится выпуск учащегося из логопедического пункта.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия, как правило они проводятся во внеурочное время. Периодичность занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, продолжительность индивидуальных занятий- 20 минут. Темы занятий и учёт посещаемости ведётся в журнале логопедических занятий.

Для успешного достижения намеченных целей школьный логопед должен ориентироваться в широком круге вопросов, касающихся развития детского организма, закономерностей формирования высших психических функций, особенностей поведения в детском коллективе. Он должен быть знаком с программами обучения в начальной школе, которые обязан учитывать при планировании коррекционного процесса. Безусловно при работе на логопункте необходима тесная и систематическая взаимосвязь с родителями и учителями для достижения стойкого конечного результата в логопедической работе с младшими школьниками. Для этого учитель- логопед оказывает консультативную помощь учителям и родителям обучающихся, даёт им рекомендации.

Для логопедического пункта выделяются кабинет площадью, отвечающей санитарно - гигиеническим нормам, а так же обеспечивается специальным оборудованием.

Благодаря коррекционной работе на школьном логопункте возможно достичь положительной динамики в коррекции дисграфии у учащихся младших классов. При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии симптоматика речевых нарушений сглаживается и исчезает, что способствует улучшению успеваемости детей.


Похожие статьи