Значение имени глаша в пьесе гроза. Образ и характеристика феклуши в пьесе гроза островского сочинение

Пьеса «Гроза» известна каждому, кто неравнодушен к литературе и творчеству Островского в частности. Социально-бытовая драма, где каждый персонаж заслуживает отдельного внимания, неважно главный или второстепенный. Среди них хочется отметить следующую героиню, не участвующую в главном действии пьесы, но чья роль весьма существенна для всего произведения. Образ и характеристика Феклуши в пьесе «Гроза» на первый взгляд кажутся неприметными, но это ошибочное мнение. Автор ввел ее в сюжет неслучайно. Феклуша характеризует собой обстановку в небольшом провинциальном городке в целом и саму Кабаниху в отдельности.

Феклуша – странница. Блаженная.

Образ и характеристика

Как выглядела Феклуша, Островский не соизволил упомянуть, но все странники в общих чертах похожи друг на друга. Скорее всего, она нестарая, ей чуть больше среднего возраста. Вместо одежды рваные лохмотья. Сумасшедший взгляд, косматая.

В пьесе она появляется всего несколько раз. Первая встреча с Феклушей происходит после монолога Кулибина о нравах города Калинова и перед появлением Кабанихи в сопровождении своих детей, которым опять доставалось от нее по-полной программе.

«Бла-а-лепие, милая, бла-а-лепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».

Она с нескрываемым восторгом восхваляла хозяйку дома и ее доброе сердце, не остающееся безучастным к сирым и убогим. Каждому даст на хлебушек и словом приголубит. Ее речь больше похожа на бред полусумасшедшей старухи. Она неискренна в словах, фальшива насквозь. Восхваляя купеческий уклад жизни, она беззастенчиво врет.

Следующий эпизод с участием этой героини происходит в доме Кабанихи, где она ведет разговор с дворовой девкой Глашкой, прося ее приглядеть за убогой. Глаша человек адекватный со своими взглядами на жизнь быстро ставит ее на место, напоминая, что нищие любят друг на друга клеветать, а она сама уже не маленькая и вполне способна отличить, где хороший человек, а где плохой.

Все-таки удалось Феклуше задурить девке голову небылицами о странах заморских.

«Такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой – салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно».

По земле ходят люди с «песьими головами». Глаша уши-то развесила поверив в ее россказни. Ничего удивительного, мир девушки, как и других горожан, сосредоточен в городе Калинове, а как за его чертой, она и не ведает.

Следующей жертвой ее рассказов стала сама Кабаниха. Ей досталась тема про железную дорогу и столичную жизнь. Она убеждает Кабанову, что близятся «последние времена». Люди все спешат куда-то, торопятся. Это свидетельствует о скором конце света. Кабаниха проникается ее пламенной речью и словно под гипнозом со всем вышесказанным соглашается, осознавая, что созданный ею мир рушится на глазах.



Феклуша на самом деле темный человек, недалекий.

«Далеко не ходила; а слыхать – много слыхала».

Таких людей, как она в маленьких городах ждали. Странницы, подобные ей, являлись источником новых сведений для жителей «темного царства». Наивные, верили каждому слову и это неудивительно, ведь дальше родного города никто из них не бывал. Помимо рассказов о необыкновенной жизни она между делом пытается донести им правду о людях, живущих в Калинове, но жители этого предпочитают не слышать, потому что не хотят. Им вполне достаточно хвалебных речей об их городе. Это все что им надо. Феклуша же довольствовалась подаяниями в благодарность за «сказки», которыми она вдоволь кормила местное население. Ее жизнь заключается в обманах, воровстве, одурачивании доверчивого народа и оказанию помощи «грешникам», нуждающихся в замаливании грехов.

После публикации пьесы, имя Феклуша вошло в обиход, как нарицательное. Означает одно – это человек, распространяющий байки, замаскированные под видом благочестивых рассуждений.

Странница Феклуша – весьма значимый образ в пьесе. Вообще, странники, блаженные и юродивые были обычной приметой купеческих домов. Островский довольно часто упоминал их в своих произведениях, но это всегда были внесценические персонажи. Одни из них странствовали по религиозным мотивам (собирали средства на строительство храмов, шли поклониться святыням и т.

д.), другие – пользовались щедростью помогавшего странникам населения и просто вели праздную жизнь, существуя за чужой счет. Вера для таких людей была просто предлогом, своими рассказами о святынях и чудесах они расплачивались за приют и подаяние. Островскому не нравилось такое ханжеское проявление религиозности, поэтому он всегда упоминал странников и блаженных в иронических тонах, характеризуя с их помощью среду или отдельного персонажа. Только в «Грозе» писатель вывел такую типичную странницу на сцену, сделав ее существенным персонажем, который затем стал одним из самых известных в русском комедийном репертуаре.

Непосредственно в действии пьесы Феклуша не участвует, но значение ее образа от этого не уменьшается. Во-первых, она важнейший персонаж, при помощи которого автор характеризует обстановку в целом и в частности – образ Кабанихи.

Во-вторых, диалог Феклуши и Кабанихи играет очень важную роль для понимания жизненной философии Кабанихи, ее трагического чувства крушения патриархального мира.

Впервые Феклуша появляется на сцене сразу после высказывания Кулигина о «жестоких нравах» города и перед появлением Кабанихи, беспощадно пилящей своих детей. При этом Феклуша от души хвалит дом Кабановых за щедрость, подтверждая слова Кулигина о том, что Кабаниха добра только к нищим, а домашних совсем заела.

В следующий раз читатель встречает Феклушу уже в доме Кабановых. Она советует девушке Глаше присматривать за убогой, чтобы та не стянула чего-нибудь. Глаша раздражается, поскольку все нищие друг на друга наговаривают, а она неплохо разбирается в людях и сама видит, кому можно доверять. При этом, слушая рассказы Феклуши о других странах, где люди «за неверность» с песьими головами ходят, Глаша простодушно воспринимает все, как правду. Это доказывает тот факт, что Калинов представляет собой замкнутый мир, ничего не знающий о других землях. Затем Феклуша начинает рассказывать Кабанихе о Москве и о железной дороге. Странница уверяет, что по всем приметам наступают «последние времена». Люди суетятся, куда-то торопятся, и даже время начало идти быстрее, а значит, конец света не за горами. Кабаниха сочувственно слушает эти речи и по ее репликам можно судить о том, что она также осознает надвигающееся крушение своего мира.

Благодаря пьесе Островского, имя Феклуша уже давно стало нарицательным и обозначает человека, который распространяет всякие нелепые байки под видом благочестивых рассуждений.

В своем произведении «Гроза» Островский изобразил несколько образов. Одним из неприметных образов считается Феклуша. Своим поведением Феклуша никак не влияет на события, происходящие в произведении. На самом деле автор отвел самую значимую роль этой героине. Имя героини связано со словом «странница».

Кроме Островского многие писатели описали образ странников в своих произведениях. Странники считались носителем и символом житейской мудрости. Образ Феклуши играет значимую роль в пьесе. В тексте автор не описал внешность героини. Читатели могут представить ее образ и внешность по ее поступкам. Героиня была женщиной среднего возраста, которая надевала старые рваные наряды. Поскольку другой чистой и новой одежды у нее не было. Образом Феклуши автор хотел выразить инфантилизм общества. Уровень ее умственного развития была как у маленьких детей. Скорее всего, такая черта характера является отрицательной. В доме у Кабановых она произносит слащавые и лживые речи по отношению к другой героине. Ради своей выгоды героиня могла врать без застенчивости, чтобы поддерживать могущество семьи Кабановых. Благодаря Феклуше видно насколько глубоко укоренились ложные принципы в сознании общества. Поведение странницы невозможно назвать адекватным.

Особое влияние имеет ее разговор с домработницей Глашей, работающей в имении Кабановой. Героиня рассуждает о несправедливости жизни. По мнению Феклуши, кроме христианства, другие вероисповедования и религии неправильны. Она рассказывает Глаше о некоторых странах, в которых правители – султаны могут принимать решения, влияющие на жизнь народа.

Ее слова о городской суете и придуманных огненных машинах полностью лишены смысла. Такими высказываниями странница показывает свое невежество и лживость. По словам автора, такие люди как Феклуша до конца жизни останутся необразованными. Образом Феклуши писатель хочет показать лицемерность общества по отношению к религии. С давних времен считалось, что помощь странникам является праведным делом. В пьесе люди не имеют никаких предубеждений или понятий о христианстве, помощи нуждающемуся человеку, особенно страннице.

Также Феклуша отличается своей речью. Во время разговора она использует ласкательные слова «сударь» и «милая», «ваша светлость». Такая речь отличается гипнотическим свойством и показывает пресмыкание Феклуши перед другими. Феклуша является частью «темного царства».

Вариант 2

Кем же является Феклуша в произведении Николая Александровича Островского? С первого, неопытного взгляда можно ответить, что Феклуша – неприметный и никак не влияющий на происходящие события персонаж. И тогда сам собой напрашивается следующий вопрос: зачем же в таком случае нужна эта героиня, какова ее роль в произведении? Но, если углубиться в сюжет и проанализировать его, то приходит понимание того, что роль Феклуши на самом деле значительна. Основное понятие, характеризующее эту героиню – «странница».

В культуре русского народа мотивы странничества распространены. Читатель может встретить образы странников у русских классиков, таких как Пушкин или Достоевский. Скорее всего, этот образ имеет связь с фольклором. Если обратиться к сказкам, то можно встретить множество героев, которые странствовали по миру. Странники были воплощением мудрости, раскрывали для людей истины. Ярким примером странников будут являться старцы, описанные в былинах об Илье Муромце.

Но в пьесе роль странницы прямо противоположна тому, что читатель привык от них ожидать. Роль Феклуши совсем в другом. Читатель не встретит описания внешности странницы на страницах произведения. Однако совсем несложно представить как она выглядит. Обычно странники – это люди среднего возраста или, может, чуть старше. Обычно они одеты в потрепанную одежду или лохмотья за неимением лучшего варианта.

Имя персонажа – Феклуша, тоже является показательным в этом произведении. Ведь понятно, что возраст Феклуши близок к возрасту Марфы Игнатьевны, а возможно, она даже старше. Островский хочет показать этим именем инфантилизм действующего лица. Женщина не повзрослела, а осталась на уровне развития ребенка. Но никак нельзя назвать эту черту характера положительной, она скорее отрицательная.

Феклуша говорит лживые и слащавые речи. Она вовсю поддерживает ложные убеждения о правильном образе жизни купечества и силе и могуществе этого сословия. Она стопроцентно уверена в своих убеждениях, эти принципы плотно укоренились в ее сознании.

Анализируя эпизод беседы Феклуши с девкой дома Кабановых Глашей, можно сделать следующие заключения. Феклуша говорит Глашке о неправедности жизни. Странница считает другие религии мира неправильными и неправедными. В этом выражается ее лицемерие – ведь другие люди относятся к странницам с уважением и прислушиваются к их речам. Феклуша не образованна и прогресс для нее – грешный мрак.

Все реплики Феклуши сопровождаются словами «милая», «сударь» и «ваша светлость». Это показывает пресмыкающийся характер действующего лица.

Хоть Феклуша и не влияет на сюжет пьесы, в ней находит воплощение еще одна сторона «темного царства».

Сочинение на тему Феклуша

В произведении нас знакомят с множеством персонажей, через которых автор всё так же передаёт все проблемы, которые над которыми он бы хотел поразмышлять в произведении на пару с читателем.

Однако все проблемы, объединённые в своеобразный комок он передаёт через самого незаметного, и, казалось бы, неважного для сюжета, персонажа – Феклушу.

Феклуша – женщина в возрасте, её называют странница. Одета она в лохмотья, собственно и свойственные странникам. Она одна из немногих кто решился покинуть город и путешествовать по остальному миру. С ней также путешествует техник самоучка Кулигин.

Фиклуша является человеком инфантильным, лживым, услужливым, и податливым, что мы видим в её поступках, действиях, и поведении. Она старается во всём угождать людям, от которых она могла бы получить выгоду. Также придумывая различные истории о своих путешествиях, она лжёт людям о внешнем мире, заставляя бояться его ещё сильнее.

Через её образ автор также пытается передать ту невежественность и консервативность, которыми были наполнены люди того времени. Феклуша – человек старающийся устроить себе жизнь, и больше ничего в ней не менять, из-за чего её можно назвать консерватором. Она также старается оградить жителей Калинова от внешнего мира, так как ей нравится то, каким на данный момент является город.

Казалось бы, персонаж Феклуша не так уж и важен для повествования, но всё равно, автор выделяет её как человека, важного для создания общей атмосферы произведения.

В своём произведении “Гроза” Островский показал все те человеческие качества, которые ему бы не хотелось видеть в окружающих его людях. Такие пороки как консервативность, невежество, самодурство, излишняя льстивость, а также излишняя лживость, все эти вещи Островский презирал, каждый раз осмеивая их в своих произведениях. Одним из таких произведений стала пьеса “Гроза”.

В этом произведении автор повествует нам о выдуманном городе Калинове, который, по задумке автора, стоит вдоль берега Волги. Через данный город автор доносит мысль о том, что большинство людей являются закрытыми консерваторами, не желающими перемен и нововведений, так как жители Калинова являются именно такими людьми. Они привыкли жить в своём ограниченном мирке, не слыша ничего о внешнем мире, и о том, что происходит за стенами города. Они привыкли жить так, как до них жили их предки, просто-напросто взаперти.

4 образец

В великолепном творении Островского «Гроза» есть множество интересных персонажей. Именно через их образы автор знакомит читателя с проблематикой того времени, в котором проживал.

Феклуша – это женщина, которую называют путешественницей или женщиной с тараканами в голове. Ее образ говорит сам за себя: она всегда ходила в старой одежде. Она все-таки решила покинуть приделы города и начать путешествовать по свету. Вместе с ней держал путь и Кулигин.

Феклуша – довольно лживый и лицемерный человек. Она всегда пытается выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Она пытается угодить тем людям, которые могут быть ей полезны.

На первый взгляд может показаться, что этот персонаж не так уж и важен в произведении. Однако, автор создал этого героя для поддержания атмосферы произведения.

В своем легендарном произведении «Гроза» Островский решился показать многие отрицательные черты характера, которые бы он никак не хотел видеть в людях, которые его окружают. Это такие качества, как лживость, лесть, податливость, лицемерность, двуличие, невежество – все это автор не терпит в людях. Все это Островский презирал и смеялся с этого в своих творениях. Одним из таких творений и стало произведение «Гроза».

В данном рассказе Островский повествует о каком-то сказочном городе Калинове, который находился недалеко от берегов реки Волга. Именно через этот город Островский хочет показать то, что многие люди закрытые консерваторы, которые не хотят меняться, не хотят становиться лучше. Именно такими людьми и являются жители выдуманного города Калинова. Они хотят жить только в своем выдуманном мире, не видя никого и ничего вокруг. Они привыкли жить взаперти, не пытаясь ничего поменять в своей жизни. К сожалению, это очень плачевно. Феклуша так же являлась одной из таких людей, которая обладала теми качествами, которые так презирал Островский.

  • Ромашов в рассказе Поединок Куприна образ и характеристика сочинение

    Юрий Алексеевич Ромашов – главный герой известной повести русского писателя и переводчика Алексея Ивановича Куприна «Поединок».

  • Сочинение Как я однажды ходил за грибами

    Сильные и продолжительные осадки всегда способствуют бурному росту грибов. Дождь в середине и конце лета, заставил меня задуматься об этом. В середине сентября началась солнечная погода и мы решили с семьёй съездить

  • Анализ рассказа Батраки Шолохова

    Произведение Шолохова «Батраки» является частью авторского сборника, где собран прозаические рассказы. По композиционной структуре произведение является небольшой новеллой, в которой 19 глав. Повествование во всех главах идет неспешно.

  • Странница Феклуша является второстепенным персонажем, но при этом весьма характерным представителем “темного царства”. Странники и блаженные во все времена были постоянными гостями купеческих домов. Например, Феклуша развлекает представителей дома Кабановых разнообразными байками о заморских странах, рассказывая о людях с песьими головами и правителях, которые “что ни судят они, все неправильно”. А вот город Калинов Феклуша, наоборот, восхваляет, что очень приятно его жителям. Сплетни Феклуши как бы поощряют темное

    невежество горожан. Все непонятное подвергается критике, а о провинциальном мирке Калинова говорится только в превосходной степени.

    На самом деле, по своей сути Феклуша – это лишь жалкая пародия на старинных скитальцев, с помощью которые в древние времена разносились новости и различные сказания. Рассказы Феклуши для Кабановой и Глаши, которые, естественно, не знаю ни книг, и газет необходимы просто для удовлетворения любопытства, кроме того, они помогают скрасить унылые провинциальные будни. Также для Кабановой, которая является яростной охранительницей патриархального уклада жизни, все эти “сказки” служат доказательством правильности ее жизни.

    Образ Феклуши – фарсовый, и часто используется для обозначения невежественной ханжи, которая любит распространять различные нелепые сплетни.


    (1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

    Другие работы по этой теме:

    1. Странница Феклуша – весьма значимый образ в пьесе. Вообще, странники, блаженные и юродивые были обычной приметой купеческих домов. Островский довольно часто упоминал их в своих...
    2. Кулигин В пьеса Гроза Н. Островского показан персонаж, который на протяжении всего произведения прикладывает определенные усилия для защиты прогресса и общественных интересов. И даже его...
    3. Дикой Одним из самых уважаемых представителей Калинова является предприимчивый и властный купец Савел Прокофьевич Дикой. Одновременно с этим данная фигура, наряду с Кабанихой, считается олицетворением...
    4. “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” – так описывает город Калинов его житель, Кулигин, хорошо знающий его изнутри и на себе ощутивший эти самые...

    "Гроза", как вы знаете, представляет нам идиллию «темного царства», которое мало-помалу освещает нам Островский своим талантом. Люди, которых вы здесь видите, живут в благословенных местах: город стоит на берегу Волги, весь в зелени; с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами; летний благодатный день так и манит на берег, на воздух, под открытое небо, под этот ветерок, освежительно веющий с Волги... И жители, точно, гуляют иногда по бульвару над рекой, хотя уж и пригляделись к красотам волжских видов; вечером сидят на завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами; но больше проводят время у себя дома, занимаются хозяйством, кушают, спят, — спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь, какую они задают себе. Но что же им делать, как не спать, когда они сыты? Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли может изменяться как ему угодно, мир может начать новую жизнь на новых началах, — обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире. Изредка забежит к ним неопределенный слух, что Наполеон с два-десятью язык опять подымается или что антихрист народился; но и это они принимают более как курьезную штуку, вроде вести о том, что есть страны, где все люди с песьими головами; покачают головой, выразят удивление к чудесам природы и пойдут себе закусить... Смолоду еще показывают некоторую любознательность, но пищи взять ей неоткуда: сведения заходят к ним, точно в древней Руси времен Даниила Паломника * , только от странниц, да и тех уж нынче немного настоящих-то; приходится довольствоваться такими, которые «сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать много слыхали», как Феклуша в "Грозе". От них только и узнают жители Калинова о том, что на свете делается; иначе они думали бы, что весь свет таков же, как и их Калинов, и что иначе жить, чем они, совершенно невозможно. Но и сведения, сообщаемые Феклушами, таковы, что не способны внушить большого желания променять свою жизнь на иную.

    Феклуша принадлежит к партии патриотической и в высшей степени консервативной; ей хорошо среди благочестивых и наивных калиновцев: ее и почитают, и угощают, и снабжают всем нужным; она пресерьезно может уверять, что самые грешки ее происходят оттого, что она выше прочих смертных: «простых людей, — говорит, — каждого один враг смущает, а к нам, странным людям, к кому шесть, к кому двенадцать приставлено, вот и надо их всех побороть». И ей верят. Ясно, что простой инстинкт самосохранения должен заставить ее не сказать хорошего слова о том, что в других землях делается. И в самом деле, прислушайтесь к разговорам купечества, мещанства, мелкого чиновничества в уездной глуши, — сколько удивительных сведений о неверных и поганых царствах, сколько рассказов о тех временах, когда людей жгли и мучили, когда разбойники города грабили, и т.п., и как мало сведений о европейской жизни, о лучшем устройстве быта! Даже в так называемом образованном обществе, в объевропеившихся людях, на множество энтузиастов, восхищавшихся новыми парижскими улицами и мабилем, разве вы не найдете почти такое же множество солидных ценителей, которые запугивают своих слушателей тем, что нигде, кроме Австрии, во всей Европе порядка нет и никакой управы найти нельзя!.. Все это и ведет к тому, что Феклуша высказывает так положительно: «бла-але-пие, милая, бла-алепие, красота дивная! Да что уж и говорить, — в обетованной земле живете!» Оно, несомненно, так и выходит, как сообразить, что в других-то землях делается. Послушайте-ка Феклушу:

    «Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, над всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая девушка, ни одного дела рассудить праведно, — такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по-ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая девушка, и в просьбах пишут: «суди меня, судья неправедный!» А то есть еще земля, где все люди с пёсьими головами.

    «За что же так с песьими?» — спрашивает Глаша. «За неверность», — коротко отвечает Феклуша, считая всякие дальнейшие объяснения излишними. Но Глаша и тому рада; в томительном однообразии ее жизни и мысли ей приятно услышать сколько-нибудь новое и оригинальное. В ее душе смутно пробуждается уже мысль, «что вот, однако же, живут люди и не так, как мы; оно конечно, у нас лучше, а впрочем, кто их знает! Ведь и у нас нехорошо; а про те земли-то мы еще и не знаем хорошенько; кое-что только услышишь от добрых людей»... И желание знать побольше да поосновательнее закрадывается в душу. Это для нас ясно из слов Глаши по уходе странницы: «Вот еще какие земли есть! Каких-то, каких-то чудес на свете нет! А мы тут сидим, ничего не знаем. Еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет, да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дураками и померли». Как видите, неправедность и неверность чужих земель не возбуждает в Глаше ужаса и негодования; ее занимают только новые сведения, которые представляются ей чем-то загадочным, — «чудесами», как она выражается. Вы видите, что она не довольствуется объяснениями Феклуши, которые возбуждают в ней только сожаление о своем невежестве. Она, очевидно, на полдороге к скептицизму. Но где ж ей сохранить свое недоверие, когда оно беспрестанно подрывается рассказами, подобными Феклушиным? Как ей дойти до правильных понятий, даже просто до разумных вопросов, когда ее любознательность заперта в таком круге, который очерчен около нее в городе Калинове? Да еще мало того, как бы она осмелилась не верить да допытываться, когда старшие и лучшие люди так положительно успокаиваются в убеждении, что принятые ими понятия и образ жизни — наилучшие в мире и что все новое происходит от нечистой силы? Страшна и тяжела для каждого новичка попытка идти наперекор требованиям и убеждениям этой темной массы, ужасной в своей наивности и искренности. Ведь она проклянет нас, будет бегать, как зачумленных, — не по злобе, не по расчетам, а по глубокому убеждению в том, что мы сродни антихристу; хорошо еще, если только полоумными сочтёт и будет подсмеиваться... Она ищет знания, любит рассуждать, но только в известных пределах, предписанных ей основными понятиями, в которых путается рассудок.

    Вы можете сообщить калиновским жителям некоторые географические знания; но не касайтесь того, что земля на трех китах стоит и что в Иерусалиме есть пуп земли, — этого они вам не уступят, хотя о пупе земли имеют такое же ясное понятие, как о Литве, в "Грозе". «Это, братец ты мой, что такое?» — спрашивает один мирный гражданин у другого, показывая на картину. «А это литовское разорение, — отвечает тот. — Битва! видишь! Как наши с Литвой бились». — «Что ж это такое Литва?» — «Так она Литва и есть», — отвечает объясняющий. «А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала», — продолжает первый; но собеседнику его мало до того нужды: «ну, с. неба так с неба», — отвечает он... Тут женщина вмешивается в разговор: «толкуй еще! Все знают, что с неба; и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны». — «А что, братец ты мой! Ведь это так точно!» — восклицает вопрошатель, вполне удовлетворенный. И после этого спросите его, что он думает о Литве! Подобный исход имеют все вопросы, задаваемые здесь людям естественной любознательностью. И это вовсе не оттого, чтобы люди эти были глупее и бестолковее многих других, которых мы встречаем в академиях и ученых обществах. Нет, все дело в том, что они своим положением, своею жизнью под гнетом произвола все приучены уже видеть безотчетность и бессмысленность и потому находят неловким и даже дерзким настойчиво доискиваться разумных оснований в чем бы то ни было. Задать вопрос, — на это их еще станет; но если ответ будет таков, что «пушка сама по себе, а мортира сама по себе», — то они уже не смеют пытать дальше и смиренно довольствуются данным объяснением. Секрет подобного равнодушия к логике заключается прежде всего в отсутствии всякой логичности в жизненных отношениях. Ключ этой тайны дает нам, например, следующая реплика Дикого в "Грозе". Кулигин, в ответ на его грубости, говорит: «за что, сударь Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?» Дикой отвечает вот что:

    Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважнее тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю! Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, — вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец. Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так и знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.

    Какое теоретическое рассуждение может устоять там. где жизнь основана на таких началах! Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни...

    Поневоле тут резонировать перестанешь, когда на всякий резон кулак отвечает, и всегда в конце концов кулак остается правым...

    Добролюбов Н.А. "Луч света в темном царстве"

    Похожие статьи